image_print

 

Министерство юстиции РФ
Наименование органа принявшего (разработавшего)

нормативный акт

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

Алленых Дмитрия Алексеевича ,
(указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица)

аккредитованного распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации

   от 13.02.2014                №  238-р      в качестве

независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой

антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза

            Проекта Приказа Министерства юстиции РФ Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов при исполнении принятых Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы,  и вынесенных Федеральной службой исполнения наказаний (территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных за совершение умышленного преступления[1]

(указываются реквизиты нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта)
(далее —                                                 «Регламент» )
(сокращение)

 

1) В пункте 10.3 Регламента установлено: «В течение пяти рабочих дней после получения из учреждения, исполняющего наказание, необходимой информации, направляет запрос в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства, с целью подтверждения гражданской принадлежности и оформления документов, необходимых для пересечения государственной границы.

Оформление и получение документов, необходимых для пересечения государственной границы, должно осуществляться с учетом срока освобождения лица из учреждения, исполняющего наказание, а также периода действия соответствующего документа.

В течение пяти рабочих дней после получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на иностранного гражданина, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган      МВД России на региональном уровне направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство, консульское учреждение государства гражданской принадлежности или предполагаемой гражданской принадлежности иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов в отношении иностранного гражданина, включая свидетельство на возвращение.

Организация оформления документов на иностранного гражданина, включая свидетельство на возвращение, осуществляется территориальным органом МВД России на региональном уровне с учетом срока освобождения иностранного гражданина из учреждения, исполняющего наказание.».

Во-первых, скорее всего, в пункте 10.3 Регламента содержится техническая ошибка, которая нуждается в устранении путем удаления повторяющейся информации.

Во-вторых, в анализируемом пункте указано на необходимость оформления документов на иностранного гражданина, включая свидетельство на возвращение с учетом срока освобождения иностранного гражданина из учреждения, исполняющего наказание, а также периода действия соответствующего документа, что вполне логично. Как правило, срок действия свидетельства на возвращение ограничен сроком от одного до трех месяцев.

Учитывая, что вся работа по документированию иностранных граждан с целью возвращения их после отбытия наказания в государство исхода начинается в течение месяца со дня поступления такого иностранного гражданина в учреждение, исполняющее наказание (пункт 5 Регламента), то, скорее всего, срок действия документов на возвращение истечет к моменту освобождения. Даже если документ на возвращение будет получен территориальным органом МВД России из дипломатического представительства или консульского учреждения и выслан в администрацию учреждения, исполняющего наказание для приобщения к личному делу (пункт 11 Регламент), то очевидно, что эту работу надо будет повторить заблаговременно до даты освобождения иностранного гражданина.

Очень важно понимать, что работу по документированию иностранных граждан с целью возвращения в государство исхода необходимо начинать сразу после поступления иностранного гражданина в исправительное учреждение как того и требует Регламент. Практика показывает, что этот процесс довольно длительный. Поэтому откладывать его на потом, чтобы дважды не запрашивать свидетельство на возвращение тоже нельзя. Работа с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями очень непредсказуема. Необходимо установить гражданскую принадлежность иностранного гражданина сразу после поступления в исправительное учреждение, а также получить свидетельство на возвращение пусть даже его срок действия истечет к моменту освобождения иностранного гражданина. Ближе к дате освобождения можно сделать повторный запрос документа на возвращение.

Это позволит избежать ситуаций, когда иностранный гражданин, имеющий в отношении него решение о нежелательности пребывания и подлежащий депортации помещается в спецучреждение для содержания лиц, подлежащих выдворению/депортации и там оказывается, что процесс определения гражданской принадлежности иностранца не начинался, либо дипломатическое представительство/консульское учреждение уже предоставило информацию о непринадлежность к гражданству государства исхода. В таком случае эти лица надолго остаются в таких спецучреждениях пока ищутся пути их возвращения в страну исхода или в третью страну в случае наличия соответствующего международного договора РФ о  реадмиссии.

В связи с этим необходимо установить круг ответственных лиц за контролем над сроками освобождения и возобновлением работы по получению документов на возвращение в отношении иностранных граждан, готовившихся к освобождению.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в анализируемой норме следующих коррупциогенных факторов:

— широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96[2]  (далее «Методика»);

— отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт «ж» пункта 3 Методики);

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:

— устранить повторение по тексту нормы;

— установить ответственных лиц за контролем над сроками освобождения иностранных граждан и возобновлением работы по получению документов на возвращение в отношении иностранных граждан, готовившихся к освобождению.

 

29 декабря  20 17 Г. Д.А. Алленых
                    № ДА-17/3 (подпись независимого эксперта) (инициалы, фамилия независимого эксперта

(руководителя организации для юридических лиц)

 

[1] http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=30&npa=75319

[2] Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 46, 05.03.2010,

«Собрание законодательства РФ», 08.03.2010, N 10, ст. 1084.